Главная » 2018 » Январь » 25 » Наказание - дело сложное!
17:07
Наказание - дело сложное!

Все родители убеждены, что в воспитании детей нельзя обойтись без наказания. Но наказание должно быть разумным с использованием разнообразных способов и форм. А это далеко не просто.
" Трудно наказать? Взял ремень и отодрал за непослушание!" - так думают еще многие отцы и матери, вхолостую используя грозное оружие- наказать!
Чтобы умело использовать прием наказания, необходимо на весы "родительского правосудия"  прежде всего положить не сам поступок, не само нарушение, а все то, что имеет отношение к нему.
Это мотивы, причины, которые побудили совершить проступок.
Например:
Дети играли в мяч и попали им в прохожего или и того хуже разбили окно. Поступки такого рода совершаются часто и вызывают большой гнев у взрослых. Но ведь этот поступок нечаянный и дети, наверняка, сами огорчены случившемся, хотят загладить свою вину. В этом им следует оказать помощь.
Но бывает и так, что окно разбито камнем, который брошен намеренно, с целью хулиганства. Здесь на лицо злой умысел. Вот почему с точки зрения нравственной, это поступок уже совсем другого характера, требующий иной реакции взрослых.
        "- Зачем ты пнул котенка?"
     "- Просто так!"
Подобное "просто так" знакомо многим, у кого есть дети. С точки зрения самого ребенка, это совсем безобидный поступок.
"Котенку ведь не больно, он каждый день с высокого окна прыгает - и ничего! Ударится и весело побежит"- говорит мальчик.
"Тебя следует самого как следует толкнуть, а потом заставить "весело бежать"- отвечают в некоторых семьях.
Но не всегда, как говорится, клин клином вышибают. Тут, видимо, целесообразно найти слова, которые помогут убедить, что, прежде чем что-то сделать, надо подумать, оценить свои действия.
  У ребят, которые часто совершают какие-то поступки под влиянием других людей нужно вызвать чувство неловкости собой. 
Причины внушаемости, т.е выполнение тех действий, на которые толкают "друзья" могут быть разными: отсутствие собственных убеждений, безволие, легкомыслие, склонность к подражанию. 
В семьях, где родители сами не сдержаны, дети легко возбудимы. Поступки часто совершаются сгоряча. У таких детей все переживания протекают бурно, шумно, сильные чувства их захлестывают, и под их влиянием, не успев обдумать поступок они действуют. Из-за какой-то мелочи они могут нагрубить старшим, подраться, поссориться со сверстниками, сделать много такого, о чем, остынув, сами сожалеют.
Решая вопрос о наказании, нельзя не учитывать индивидуальные особенности таких детей. Несправедливое наказание, наказание чрезмерно возбуждающее нервную систему, вызовет новый взрыв бурных чувств и необдуманных поступков.
Наилучший воспитательный эффект в такой ситуации дает серьезный дружеский разговор в минуты искреннего раскаяния ребенка о необходимости учиться сдержанности, умению обуздывать свои чувства, воспитывать волю.
Переживания, чувства самого ребенка, связанные с проступком, характеризуют состояние его нравственного развития. Именно их прежде всего необходимо принять во внимание, выбирая меры воздействия, которые смогут, конечно, не сразу привести к сознательному изменению в поведении ребенка.
Таким образом, любое осуждаемое нами поведение выглядит совсем иначе, после того, как мы терпеливо, объективно постараемся разобраться в обстоятельствах, мотивах, побудивших совершить проступок. Разберемся в возрастных, индивидуальных особенностях, присмотримся к моральному уровню его личности.
Дети часто совершают одни и те же ил  похожие друг на друга поступки, нарушения, но то, что стоит за ними никогда не имеет совершенно одинакового рисунка.
Поэтому и наказание должно быть очень индивидуальным.
Только при таком подходе наказание становится не просто устранением, возмездием за проступок, а действенным средством воспитания. Только тогда оно помогает пресекать отрицательные поступки, побуждать к исправлению, а так же при определенных обстоятельствах укреплять положительное поведение, хорошие привычки.
Очень часто мы наказываем детей за такие промахи, которые необходимо дать осознать, прочувствовать на собственном опыте.
-Порвал новые джинсы - зашей и ходи!
-Опоздал на обед - жди ужин!
-Плохо выполнил домашнюю работу - переделай!
При такой реакции взрослых наказание выступает в сочетании с полезными упражнениями. Воспитательный смысл заключается в том, что наказание вытекает из характера проступка и практически закрепляет положительное поведение.
Следовательно, наказание преследует две основные задачи:
1. Тормозить отрицательные поступки и закреплять положительные.
2. Показать справедливость ребенку. Наказание, которое, сам ребенок считает не справедливым никогда не достигнет своей цели.
Педагогически верное наказание обязательно должно так или иначе разрешить конфликт. Если конфликт исчерпан - это верный показатель, что способ, прием воздействия найден правильно.
Ни одна форма оскорбительного наказания не ликвидирует конфликта, даже в том случае, если дает возможность послушания. Недолгое внешнее подчинение не означает, что от чувства унижения, обиды, мести ничего не осталось. Чаще всего, скрытые до какого-то времени, они нарастают и потом прорываются с новой силой.
Злоупотребление наказаниями, наказание, когда можно обойтись без него, однообразные наказания - приведут, в конце-концов, к тому, что ребенок перестанет на них реагировать так, как это нужно в воспитательных целях. 
Такое случается обычно в семьях, где наказание бывает главным, почти единственным методом воздействия. Оно приводит к семейной катастрофе- ребенок совершенно отбивается от рук. Наказание должно формировать чувство ответственности, тренировать волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазну, преодолевать его. Чтобы это было действительно так, нужно раз и навсегда уяснить, что этот метод вспомогательный. Наказание, как антибиотик, необходимо употреблять только тогда, когда без него нельзя обойтись, когда есть уверенность, что оно даст именно тот результат, который нужен. Оно действует при точном диагнозе и в небольших дозах.
При ошибочном диагнозе, при неумении учесть всю совокупность внутренних и внешних причин проступка наказания могут вызывать тяжелые осложнения и самые печальные последствия.
В той семье, где удается выбрать правильно свои приемы, понять своего ребенка, по-моему мнению, дело с воспитанием детей обстоит вполне благополучно!

 

Категория: Для родителей | Просмотров: 433 | Добавил: ЛАНА | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: